?

Log in

Previous Entry

Оригинал взят у vitroshop в "Мерцание гладкой яшмы". Китайская живопись гохуа в Петербурге
В Петербурге, в выставочном зале «Манеж» проходит выставка китайского художника Цуй Жучжо (Cui Ruzhuo) «Мерцание гладкой яшмы».


В СМИ заявлено, что художник выбрал для выставки два Манежа – в Петербурге и в Москве за большие площади. Ранее выставка работ была показана в Китае, в Запретном городе в Пекине, но не все грандиозные работы было возможно показать (цитирую) «в небольших пространствах дворцового комплекса». Поскольку дворцовый комплекс китайских императоров я представляю себе очень хорошо, была там в мае 2015 года, это заявление меня заинтересовало. Для тех, кто не знает, что такое дворец в Пекине, кратко сообщу, что это грандиозный комплекс дворцовых и служебных построек, не зря названный «запретный город», он огромный, площади там невероятные, и не найти в нем места для картины, даже очень большой, сомнительно. Чтобы в Китае, с его неумеренной монументальностью, не нашлось подходящего зала для произведения искусства? На это стоило посмотреть.

Я была заинтригована, и,  предвкушая необычное зрелище, отправилась в Манеж.
В обновленном питерском Манеже свежо и просторно. Снуют многочисленные серьезные охранники, смотрители – все молодые парни и девушки.

Действительно, художник привез большие работы. Около 200 произведений искусства показано на первом и втором этажах Манежа. Некоторые работы – по три-четыре метра длиной, другие – полиптихи – состоят из нескольких частей, каждая в отдельной раме.

Самые большие – склеены из нескольких листов рисовой бумаги. Все – в прекрасных деревянных рамах.

Есть длиннейший свиток – более 50 метров: лента раскатана под стеклом вдоль стены второго этажа. Работа над таким свитком занимает несколько месяцев. Работа большая, сразу вызывает в памяти средневековые шедевры – вышивку в Байе длиной 70 метров, или гобелены в Анжере. Однако оценить красоту замысла китайского художника не представляется возможным: это кажущийся бесконечным свиток под бликующим стеклом выглядит как дорожка, на которой ничего не видно.

Отдельные фрагменты, честно говоря, не впечатляют.
Работы художника – традиционное китайское искусство гохуа с типичными сюжетами и повторяющимися композиционными схемами. Живопись такого размера, чтобы не казаться обоями, вынуждена быть монументальными. А поскольку показана она в непосредственной близости от зрителя – необходима и проработка в деталях.

 Я «не сильна» в гохуа, и весьма поверхностно знакома с этим искусством. Я вижу, что писал картины эти настоящий художник, что владение ремесленной частью дела здесь доведено до совершенства. Но мне не хватает в этих огромных серых лужах конкретики: красоты элементов, изящных акцентов. Не хватает и яркости, просто цвета. Все работы выдержаны в сероватой гамме, в сближенных тонах, с редкими цветными всплесками. Это несколько разочаровывает. Ведь само название выставки «Мерцание гладкой яшмы», казалось бы, готовит зрителя к разноцветному впечатлению, такому же разному, как и сам этот камень. Ведь яшма бывает не только серых оттенков, но и зеленых, синих, фиолетовых, красных, и самых разных изумительных сочетаний цветов.

О художнике в цоколе Манежа «крутится» видеофильм, сюжеты из биографии, рассказ о заботах и творческих поисках. Проблемы его, в общем-то будничные и понятные людям любой страны и профессии, одним словом – поиски лучшей жизни. Нехитрые и какие-то очень бытовые проблемы, рассказанные торжественным и эпическим языком, выглядят почти анекдотично. Вот, например, один сюжет: как картины стали продаваться не так дорого, как они того стоят, и тоска овладела художником. Тогда он прекратил работать и надолго убрал кисти в драгоценный ларец, чтобы на 10 лет отправиться в путешествие, покупать произведения искусства для своей коллекции и искать «свой стиль». Оставим презентацию героя на совести создателей фильма, или отнесем на культурный дисконнект.

В интернете «гуляет» история о том, один из свитков художника уборщики случайно выкинули в мусор (Lenta) . Это был свиток «Заснеженные горы», проданный на аукционе за $3,7 млн. Инцидент произошел в гостинице Grand Hyatt, где азиатский аукционный дом Poly Auction проводил торги. На записях камер наблюдения видно, что уборщики случайно забрали свиток вместе с мусором, который затем вывезли на свалку. Туда сразу же отправились полицейские, однако им не удалось найти следов картины в горе мусора.

Я ценю любое творчество, оно – свято. Если кто-то принял картины за мусор, это совершенно ничего не говорят о их художественной ценности. Художник Цуй Жучжо пишет обильно, свитки его грандиозны по размерам, судя по информации в Интернете – это один из самых высокооплачиваемых  современных живописцев Китая. Что до содержания, «прочесть» его в полной мере способен носитель или знаток китайской культуры, остальным предлагаю полюбоваться и оценить творчество в меру своей чувствительности к прекрасному. А у меня выставка вызвала, как вы уже поняли, противоречивые чувства. Выставка продлится до 25 сентября 2016 года.

















Гохуа – китайская традиционная живопись, имеет множество поклонников по всему миру. Есть они и в России. В Петербурге два художника – Виталий Близнецов и Вячеслав Синкевич специализируются в этой живописной традиции, которая гораздо больше, чем просто приемы владения кистью, и имеет глубокую связи со всей китайской культурой: от поэзии до каллиграфии.

Освоить гохуа возможно. На «Горизонтуме» опубликован ряд уроков, которые дают возможность всем желающим попрактиковаться в этом виде искусства.